Уральская индустриальная биеннале современного искусства – один из крупнейших в России международных проектов в области современного искусства, который организует и проводит Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в составе РОСИЗО в Екатеринбурге и Уральском регионе с 2010 года. Индустриальная специфика Урала стала постоянной темой проекта, что позволило ему занять уникальное место в международном биеннальном движении.
В 2019 году 5-я Уральская индустриальная биеннале пройдет с 12 сентября по 1 декабря в Екатеринбурге и городах Уральского региона.
Биеннале тесно связана с индустриальной культурой Урала и осмысляет индустриальность как эпоху, культурный феномен и актуальную практику, в которую в нашем регионе вовлечены множество людей и пространств.
Бессмертие: тема 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
«Какой-то частью своего существа мы все живём вне времени»
Милан Кундера, «Бессмертие»
Уральская индустриальная биеннале вмещает основные содержательные ограничения в своё название: для биеннале важно работать со спецификой Уральского региона, всякий раз находя новые грани индустриальности. Первая биеннале (2010) открывает заводы как эстетический объект и как предмет, достойный критического осмысления, вторая (2012) – говорит о производстве, художественном и промышленном. Третья биеннале (2015) ставит в центр проблематику труда – рабочего, художника, зрителя; четвёртая (2017) – занимается гуманитарным описанием индустриальных и технологических процессов. Пятая биеннале задумывается о результатах: что остаётся от производственных и художественных процессов? Продукт? Итог? След?
Ориентируясь на последовательность в проделываемой работе, тему формирует команда биеннале. Тема призвана создать единое концептуальное поле для работы кураторов, художников и партнёров биеннале, она пронизывает все элементы структуры: от основного проекта до параллельной программы.
Подходя к пятому изданию и задумываясь об определённых результатах, Уральская индустриальная биеннале выбирает своей темой «Бессмертие». Эту, безусловно, широкую тему не нужно воспринимать буквально, но стоит видеть за ней общее направление размышлений. «Бессмертие» позволяет от довольно буквальных рассуждений о продуктах производства и специфики индустриального процесса, заключенной в тиражной повторяемости, перейти к рассмотрению универсальных явлений и глубоких понятий.
Тысячелетия развития культур подарили множество пониманий бессмертия. Охватить их все не может быть задачей современного искусства. Кроме того, Уральская биеннале не ставит своей целью трактовать бессмертие в эзотерическом, религиозном и политическом ключах. Из всего многообразия представлений о бессмертии биеннале выбирает те, которые резонируют в современном художественном и исследовательском мирах, те, которые находят отклик в творческих путях кураторов биеннальных проектов и самой биеннале.
В фокусе темы оказывается цифровое бессмертие: как и почему цифровые методы позволяют восстанавливать утраченные произведения, создавать реалистичные модели пространств, которые никак иначе не посетить, и так далее. Кураторы анализируют, как медиум влияет на сообщение (и наоборот), как опыт передаётся из поколения в поколение, и почему письменный текст может служить «билетом в вечность».
Одна из важных граней темы – это социальное бессмертие. Как и почему произведения искусства претендуют на «вечность», на включение в великий Канон, который предписывается знать всем и каждому? И почему при этом в современных условиях особенно сложно сообщать художественным работам вневременной статус? За счет чего социальный порядок постоянно воспроизводится? Как работает калибровочная машина европоцентричного общества, сохраняющая одни практики (от долговых расписок до массовых торжеств) и погружающая в забвении другие (придворный этикет или пятилетку)?
Также это повод поговорить об измерительных системах, придуманных человеком, но не имеющих к нему прямого отношения. Например, о «глубоком времени»: концепции, появившейся в географии еще в XVIII веке, и предполагающей, что время – как наблюдаемый феномен – существовало еще до того, как человек установил первые солнечные часы. Интересна связь бессмертия с наукой и технологией, футурологический потенциал этой темы открывает двери множественного будущего, такого будущего, где бессмертие – закономерный венец технического прогресса.
В то же время, бессмертие, во многих практиках его поиска, пранаучно, именно бессмертие является одним из руководящих принципов алхимического знания, управляющих поисками истинной гармонии, которую создают новые сочетания открытых природных элементов. Рисуя «Бессмертие» широкими мазками, можно сказать, что это нескончаемый разговор о времени и пространстве, о месте человека во всякой новой возникающей или конструируемой реальности и его праве так или иначе относиться к этой реальности. «Бессмертие» – это повод говорить о культурной памяти, о способах, границах и уловках, к которым она прибегает, чтобы сохранить нетронутой человеческую идентичность на извилистой нити времени.
«Бессмертие» не противостоит смерти. Возможно, точнее было бы сказать, что в своей тотальности «бессмертие» разбивается на тотальность жизни и тотальность смерти. Следуя за неизбежностью размышлять на эти основополагающие темы, хочется спросить: как мы можем преодолеть не только смерть, но и бессмертие?
Куратор: Шаоюй Вэн (Xiaoyu Weng)
Куратор Основного проекта 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, куратор в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. С 2015 года возглавляет в музее Фонд семьи Роберта Х. Н. Хо, инициированный с целью поддержки китайского искусства.
Площадкой биеннале впервые станет действующее производство — выставка займет два этажа корпуса оптического производства Уральского оптико-механического завода.
Уральский оптико-механический завод
[gmw_post_info info="address"]
Телефон: [gmw_post_info info="phone"]
E-mail: [gmw_post_info info="email"]