Cамая полная Афиша событий современного искусства Екатеринбурга
2 актуальных событий

Уральское искусство в проекте «Архипелаг грез»

Какие новые острова-миры художники создали для зрителей в Екатеринбурге

До 26 мая в Екатеринбурге в галерее Синара Арт представлен групповой проект «Архипелаг грез», организованный совместно с Фондом поддержки современного искусства СФЕРА. Выставка, ранее показанная в Казани и в Самаре, в каждом новом городе дополняется работами местных художников, которые вступают в диалог на заданную куратором тему вымышленных миров. В галерее Синара Арт представлены уральские авторы — художественное объединение ГУЙ (Егор Ефремов и Мария Плаксина) и Ксения Маркелова. Кроме того, в выставочный проект в Екатеринбурге куратор Сергей Гуськов включил работу из корпоративного собрания Синары — картину Олега Елового, одного из знаковых художников уральского неофициального искусства.

Напомним, название выставки отсылает зрителя к циклу рассказов британского писателя Кристофера Приста о вымышленной группе островов. Они складываются в причудливый архипелаг возможностей и грез, где время замирает. Художники выставки вдохновляются рассказами писателя и, подобно ему, выдумывают свои «острова». Проект изначально задумывался как гастролирующий и в каждом новом городе он немного меняется: добавляются новые авторы, а кто-то, наоборот, покидает проект. Так, в первом проекте в казанском центре современной культуры «Смена» среди художников присутствовала Людмила Баронина, но в Самаре в ЗИМ Галерее ее уже не было, зато добавились самарские художники Анастасия Деревякина, Алексей Журавлев и группа SPDPLF. Казанский автор Рамин Нафиков, живущий на две страны — Россию и Латвию, — участвовал и в Казани, и в Самаре, а вот в Екатеринбурге его уже нет.

Всего на выставке «Архипелаг грез» в галерее Синара Арт представлено 15 произведений, которые создали художники из разных городов России. Впервые в проекте участвует художница из Екатеринбурга Ксения Маркелова с инсталляцией «Червь и лебедь». «Концепция “Архипелага” предоставляла достаточное пространство свободы, и мне понравилось, что я могла воспользоваться им буквально, взрастив свой собственный остров, — поделилась художница с ArtTube. — Также меня привлекло соседство с коллегами, художницами и художниками, чьи практики мне близки и интересны. И мне хотелось поработать с Сергеем Гуськовым».

Как рассказала ArtTube арт-директор галереи Синара Арт Юлия Борзенкова, одной из основных стратегий площадки является интеграция феномена уральского искусства в общероссийский контекст. «Поэтому мы не могли не поддержать подобный проект, в котором представлены уральские авторы, — подчеркнула она. — Я убеждена, что институциональная работа с художниками в векторе “центр — регионы” создает новую шкалу актуальности, развивает художественные сообщества и практики и является интересной сферой для взаимодействия». Кроме того, замечает она, на монтаж приехали почти все художники выставки, и такая практика способствует расширению контактов между регионами, обмену опытом между художниками, кураторами и институциями, а также впечатлениями от проекта в каждом городе.

Стоит отдельно рассказать об уральском художнике Олеге Еловом, чью работу куратор проекта Сергей Гуськов включил в экспозицию буквально в последний момент перед открытием выставки. Это картина «Волк (Автопортрет)» 1994 года из собрания галереи Синара Арт. Как отмечает искусствовед и куратор, научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств Ирина Кудрявцева, Олег Еловой — выдающаяся личность для художественной среды Екатеринбурга 1990-х годов. «Он обладал человеческой и творческой харизмой и энергией, талантом организатора, — рассказала она ArtTube. — Современники говорят о нем как о центральной фигуре тусовки того времени, человеке, всех объединяющем и связывающем. Дом-мастерская Елового очень скоро стал легендарным местом, здесь проходили неформальные выставки и перформансы, джем-сейшены, а также именно здесь формировалась дружеская и активная среда художников, музыкантов, поэтов, искусствоведов и журналистов».

Помимо прочего, Еловой был инициатором музея простого искусства Урала и Сибири, собрал основательную коллекцию наивной и современной живописи и графики. Вместе с Александром Голиздриным они организовывали международный проект «Еврокон», который во многом предвосхитил интерес конца 2000-х и 2010-х к индустриальному наследию Урала. «Олега Елового по праву можно назвать одним из первых современных художников Екатеринбурга, совмещавшим в себе замечательного и вдумчивого живописца со своей авторской манерой — и ироничного, провокативного акциониста», — подытоживает Ирина Кудрявцева.

Из уральских авторов в проекте участвует также и художественное объединение ГУЙ (Егор Ефремов, Мария Плаксина), которые недавно вошли в список лучших молодых художников, по мнению экспертов The Blueprint. Художники создают тотальные инсталляции и паблик-арт, работая преимущественно со скульптурой и керамикой. Они используют глину, паклю, сено, дерево — органические материалы, которые послужили основой для авторской скульптурной техники, близкой
по своему способу лепки к ласточкиным гнездам.

На выставке «Архипелаг грез» представлена их работа «Островымя (коровушка)». Объект представляет из себя корову, левитирующую в пространстве выставки. Сами авторы сравнивают корову с землей, а ее стальное вымя — с Уралом, до которого не могут дотянуться ее антропоморфные телята. Эта работа изначально появилась на выставке в Казани, а в Самаре во время реставрации художники внесли несколько доработок, сообразных месту: накопали розовой самарской глины, которая целиком покрыла и корову, и теляток, и «колодец» с зеркалом, добыли душистое сено с рынка и воду из Волги. «В Екатеринбурге коровушка тоже существенно преобразилась, — рассказали ArtTube Егор Ефремов и Мария Плаксина. — Она здесь наконец «нагуляла жирок»! Мы нарастили ей мускулы на спине и укрепили бедра, чего не успевали сделать раньше. А старая “самарская шерстка” понемногу стала линять, окрас снова темнеет в нашу уральскую сторону. Надеемся, весной пустят ростки и зацветут яблоневые рога».

По словам Егора Ефремова и Марии Плаксиной, «Архипелаг грез» им интересен знакомством с художниками, с методом их работы на монтаже. «Участие в проекте стремительно расширило и нашу географию авторов — со многими познакомились лично, побывали в мастерских, а с кем-то близко подружились, — говорят они. — Интересно было наблюдать, как вырастает эта выставка в разных стенах. В Казани выставка показывалась в красивейшем пространстве “Смены”, и во время монтажа шли ливни, громыхала гроза. В Самаре была поздняя осень, длинная анфилада бетонных залов и полностью стеклянная стена. В Екатеринбурге уже весна, а в подвале галереи чистые белые комнаты заставляют двигаться по кругу, и выставка развивается постепенно. Все три экспозиции отличаются друг от друга и атмосферой, и логикой взаимодействия объектов между собой. Многое перестраивалось».

Недавно в пространстве выставки прошла премьера аудиоспектакля «Коровушка», который хоть и разворачивается вокруг одноименной инсталляции, однако представляет собой отдельное произведение. Оно живет своей жизнью и не заходит на территорию смыслов ХО ГУЙ, но несет в себе схожие идеи об отдавании материальных и внутренних ресурсов другим. Аудиоспектакль проходит несколько раз в месяц. Кроме того, в программе выставки — экскурсии, детские игровые квесты, сеансы медиации, лекции, а также мастер-класс от художественного объединения ГУЙ. Следить за анонсами мероприятий, проходящими в рамках выставки, можно в телеграм-канале галереи Синара Арт.

Текст: Евгения Зубченко
Фотографии: Сергей Потеряев